Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 48 г. Амурска Амурского района Хабаровского края
Методическая копилка
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Информация
  • Заявление на отпуск
  • Прием граждан

  • РОДИТЕЛЯМ

    Вход на сайт


    Меню сайта

    материалы МИП

    Категории раздела
    Открытые занятия [10]
    Сценарии [2]
    Наглядный материал [2]
    Методическая работа [8]
    Методическая работа

    Поиск

    Полезные ссылки

    НОКО

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Приветствую Вас, Гость · RSS 28.04.2024, 16:31

    Главная » Файлы » Наглядный материал

    Социально-половое воспитание детей дошкольного возраста
    10.02.2012, 08:55

    ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривают проектирование содержания образовательной области «Социализация».
    Социализация тесно связана с соблюдение прав ребенка и предполагает организацию детско-взрослых сообществ, в которых ребенок является уважаемым и равноправным партнером и может высказывать свое мнение и быть услышанным. Социализация это формирование семейной, гендерной принадлежности, патриотических чувств, принадлежности к мировому сообществу, чувства привязанности к своему городу.
    Социальное осознанное воспитание начинается с дошкольного учреждения. Ведь дети приходят в ДОУ с двух лет, а пол ребенок начинает различать в 3 года. Как создать образовательную модель, способствующую совпадению биологического и социального пола, чтобы воспитать настоящих мужчин и женщин?
    Проблема полового воспитания довольно длительное время почти не рассматривалась. Но на современном этапе развития общества она все больше привлекает внимание ученых, практиков и родителей, и не только в контексте воспитательных технологий для подросткового возраста, но и в работе с дошкольниками.
    Именно в первые годы жизни ребенок осознает свой половой образ «Я» как мальчика или девочки. Младший дошкольник способен, прежде всего, воспринимать внешние отличия между мужчиной и женщиной, в старшем дошкольном возрасте появляется стойкое представление о себе («Я – мальчик», «Я – девочка»), осознанное понимание норм полоролевого поведения. И проявляется это во всех сферах жизнедеятельности.
    «Базовая программа развития ребенка дошкольного возраста ориентирована на воспитание личности со всеми присущими ей чертами и особенностями, в ней впервые идет речь о необходимости ориентироваться на личность как на представителя определенного пола.
    Под воздействием взрослых формируются два типа детей, две разные личности – будущий мужчина и будущая женщина. От представления о содержании типичного для пола поведения, от появления интересов и привязанностей зависит формирование личности как представителя определенного пола, уверенность в себе.
    Но именно в этом возрасте формируются основы моральных установок будущих мужчины и женщины, предпосылки для идентификации и дифференциации половых ролей.
    Т.е. воспитание дошколят не ставит целью сексуальное просвещение, речь идет о морально-половом воспитании как комплексной педагогической проблеме, осознанной, грамотной помощи ребенку в ее социальном, моральном и личностном развитии.
    Работа с детьми по половому воспитанию должна быть направлена на решение таких воспитательно-образовательных задач:
     ¬ умение дифференцировать себя от представителей другого пола, принятие своего физического облика;
     ¬ формирование системы представлений о маме и папе, мужчине и женщине, особенностях их поведения;
     ¬ усвоение моделей мужского/женского полоролевого поведения, форм этикета во взаимоотношениях полов;
     ¬ развитие умений соотносить свое полоролевое поведение с поведением других, адекватно оценивать полоролевое поведение сверстников и свое собственное;
     ¬ развитие способности идентифицировать себя с представителями своего пола;
     ¬ формирование представлений о "женских" и "мужских" видах деятельности, профессиях; как внешних, так и внутренних аспектах мужественности и женственности;
     ¬ формирование основ гуманного отношения к взрослым, сверстникам своего и противоположного пола.
     ¬ ¬ развитие способности и формирование готовности устанавливать искренние, уважительные, партнерские отношения со взрослыми, сверстниками и сверстницами;
     ¬ развитие коммуникативных умений, навыков к реализации разнообразного полоролевого репертуара в игровых ситуациях и реальной жизнедеятельности.
     ¬ помощь в познании ребенком самого себя, осознании собственного образа "Я" мальчика/девочки, переживаний дошкольников;
    Роль педагога.
    Современный воспитательный процесс требует от педагога большого интеллекта, осознанного принятия решений и гибкого реагирования.
    Поэтому в воспитательном процессе можно использовать такие методы и приемы:
    • сюжетно-ролевые игры «Семья», «Семья на отдыхе», «Принимаем гостей», «Ребенок родился»;
    • индивидуальные и подгрупповые беседы с использованием сюжетных картинок и художественных произведений. Сказки, рассказы, стихи очень помогают детям узнать, как положено и как не стоит вести себя девочке или мальчику. Слово – один из сильнейших раздражителей психики. Слушая сказки, дети идентифицируют себя с положительными героями, получая этические ориентиры полового поведения. Из художественных произведений дети узнают о таких мужских качествах, как отважность, смелость, ответственность, выдержка, и то, что эти черты могут быть присущи не только взрослым мужчинам, но и мальчикам. Из литературных произведений дети узнают и о женских чертах: терпении, милосердии, нежности. Формировать все эти качества очень важно, но получается ток, что мы воспитываем мальчиков только как мужественных людей, а не будущих отцов и мужей. А девочек в первую очередь готовим быть женами и матерями.
    1. «Мальчики и девочки – будущие мужчины и женщины» - сказки «гуси-лебеди», «Василиса Прекрасная», «Каша и топора», «Мужик и медведь»
    2. «Маленькие умельцы и умелицы» - сказки «Крошечка - Хаврошечка», «рукодельница и Ленивица», «Царевна Лягушка»
    3. «Защита и сострадание – качества мужчины и женщины» - сказки «Никита Кожемяка», «Русалочка», «Добрыня и змей»
    4. «Мужской и женский этикет» - «Морозко», «Дюймовочка», «Спящая красавица»
    5. «мальчики и девочки – будущие мама и папа» - «Кукушка», «сказка о рыбаке и рыбке», «мальчик-с-пальчик»
    • проблемные ситуации, близкие опыту детей, в том числе и театрализованные проблемные ситуации (из нескольких вариантов поведения дети выбирают правильную);
    • изготовление подарков к женским и мужским праздникам;
    • обучение умению делать комплименты, чувствовать и замечать, когда нужна помощь, сочувствие, понимание (когда мальчики открывают перед девочками двери, девочки должны поблагодарить их, чтобы был стимул и желание проявлять знаки внимания);
    • дидактические игры (для того, чтобы ребенок мог сравнивать себя не только с противоположным полом, но и с представителем своего пола старшего возраста (юношей, мужчиной, стариком) – одежда для разных возрастов – «Одень куклу-мальчика как ребенка, юношу, взрослого человека».

    Обязательное педагогическое условие оптимально организованного полового воспитания – естественность поведения взрослого, готовность ответить на все вопросы ребенка без стыда и страха. Дети не понимают отличия между вопросами типа: «Как отличить домашних и диких животных?» и «Как отличить девочку от мальчика?», но они четко замечают отличие реакций взрослого на такие вопросы. Из-за низкой половой культуры взрослых допускаются грубые ошибки в отношении к вопросам детей. Им начинают доказывать, что они еще маленькие, чтобы этим интересоваться, тем самым провоцируя несвойственный для этого возраста интерес к взаимоотношениям между мужчиной и женщиной.
    Если родители и педагоги спокойно, в минимальном объеме, правдиво удовлетворят интерес ребенка к функционированию половых органов человека и процессу рождения, им не придется искать ответы на естественные вопросы у посторонних людей, подсматривать и т.д. Именно отсутствие информации толкает ребенка к поиску важных для мировоззрения ответов.
    Какими бы ни были наши ответы по содержанию, они должны быть правдивыми, объективными и научными. Сказки про аистов, про капусту не только не отвлекают от интимной стороны жизни взрослых, но и мешают нормальному развитию полового сознания ребенка. Все равно настанет время, когда все придуманное будет аннулировано «уличной информацией». И тогда у ребенка появляется разочарование, недоверие к взрослым. Замечено: чем старше дети, тем меньше вопросов они задают родителям и педагогам.
    При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.
    На занятиях по изобразительной деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Но при отборе содержания для обучения детей на занятиях рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года.
    При оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки, конструкции и т.п.) воспитателю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т.п... Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т.п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны воспитателя.
    Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон. Воспитатели не всегда правильно понимают потребность мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают. Очевидно, настало время для того, чтобы сформировать у воспитателей правильное отношение к подобного рода занятиям мальчиков и научить их руководить ими.
    Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям - женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение, так как они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы и они должны быть прекращены. В результате мальчики лишены истинно "мужских игр", что отрицательно сказывается на их личностном развитии.
    При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки - женские. Аналогичным образом может быть построена и театрализованная деятельность.
    Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды.
    Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.
    Роль семьи.
    Какие бы чудесные сказки не слушали малыши о доброте и отзывчивости, отважности и нежности, главнейшим примером для подражания являются для девочки – мама, а для мальчика – папа. Именно родители, как эмоционально и духовно близкие девочкам и мальчикам люди, имеют непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей. Первая модель полового поведения – это поведение родителей в семье, их взаимоотношения. Но, к сожалению, ребенок не всегда имеет положительный пример для наследования. Дети не всегда понимают суть того, что происходит, но хорошо схватывают интонации родителей. Наблюдая иногда за играми детей «в семью», можно видеть сцены ссор, а иногда и драк. И, к сожалению, нет никаких гарантий, что такой стиль поведения родителей ребенок не возьмет в свою взрослую жизнь.
    Вместе с тем, организация системной и научно-обоснованной поддержки гендерной идентичности детей в семье, где большинство родителей не имеет специального образования, и знакомо с особенностями психического развития детей только эмпирически, сложная и, подчас, недостижимая задача. Успех ее решения зависит, прежде всего, от собственной эрудиции родителей, их такта, целеустремленности и педагогической интуиции.
    Положительное влияние на родителей оказывает обсуждение с ними вопросов о роли матери и отца при воспитании ребенка. Для этого можно провести консультацию в форме круглого стола на тему « О воспитании девочек и мальчиков», о значении «образа матери» и «образа отца» в появлении у детей дошкольного возраста полоролевых стереотипов поведения.
    Помощь родителям в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей оказывают и информационные буклеты с рекомендациями по воспитанию мальчиков и девочек в семье и тематические выставки для родителей по воспитанию мальчиков и девочек.
    Половое воспитание дошкольников должно ориентироваться на то, чтобы сегодняшние малыши, став взрослыми, смогли создать счастливую гармоничную семью.
    Одно из важнейших условий реализации этой цели – преодоление разрозненности мальчиков и девочек в дошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу.
    Категория: Наглядный материал | Добавил: SvetlanaChuhno
    Просмотров: 5264 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz