РОДИТЕЛЯМ |
|
|
|
Вход на сайт |
|
|
|
Меню сайта |
|
|
|
материалы МИП |
|
|
|
Категории раздела |
|
|
|
Поиск |
|
|
|
Полезные ссылки |
|
|
|
НОКО |
|
|
|
Статистика |
|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
|
|
Приветствую Вас, Гость · RSS |
28.04.2024, 07:16 |
«Особенности индивидуально-дифференцированного подхода в организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»
| 20.01.2012, 14:56 |
«Особенности индивидуально-дифференцированного подхода в организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»
Проблема игры в дошкольном возрасте - одна из самых сложных и интересных проблем современности. Хорошо известно, что игра – это фундамент будущих социальных отношений ребенка – дошкольника к окружающей действительности, его успешности в мире других людей. В программе «Успех» отмечено, что для социализации дошкольника огромное значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность. А одной из основных задач психолого – педагогической работы образовательной области «Социализация» является развитие у детей игровой деятельности. В свою очередь игра как основной вид деятельности с детьми проходит через различные формы взаимодействия (совместную деятельность взрослого и детей и самостоятельную) с ребенком и реализуется через интеграцию образовательных областей. Программа «Успех» основывается на гендерной специфике развития детей дошкольного возраста, поэтому актуальным является развитие игровой деятельности на основе индивидуально-дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам в условиях совместного воспитания в детском саду. Очевидно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье и обществе. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, не повлияет на развитие личности. Все дети любят играть в сюжетные игры, где происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков мы уделяем особое внимание. Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Поэтому предметно – развивающая среда для развития игровой деятельности должна быть разнообразной для удовлетворения запросов каждого ребенка. Учитывая то, что игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают перед собой свои богатства — куклы, тряпочки, украшения, косметику – и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка со стабильным пространством, игрушками, игровым оборудованием, который мы создали в группе. Для девочек характерно также проявление преимущественного интереса к тому, что их непосредственно окружает, поэтому в уголке разнообразная обстановка, одежда, утварь. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство с богатым выбором самых разных предметов, игрушек, мебели. Поэтому в игровой комнате мы им отводим все свободное пространство. Таким образом, при создании предметно – развивающей среды по формированию у детей игровых умений и навыков с учётом их гендерных особенностей, предлагается обратить внимание на следующее:
привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью заинтересованности детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения; достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери; наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий», в которых для мальчиков представляется возможность, проиграть мужскую модель поведения. Хорошо интегрируется в непосредственно образовательную и организованную деятельность такие образовательные области как чтение художественной литературы, художественное творчество, познание. Так из сказок, произведений на основе былин («Богатырская застава»), рассказов о защитниках Отечества («История России для детей»), стихов и рассказов (С.Я.Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестно герое») дети узнают о таких качествах как смелость, стойкость, ответственность, готовность помочь слабым, рыцарство присущих не только мужчинам, но и мальчикам. У девочек с помощью сказок, стихов, рассказов формируется представления о заботливости, терпимости, миролюбии, но в тоже время девочки учатся быть активными инициативными, уметь отстаивать свои интересы. («Аленький цветочек», «Царевна – лягушка», «Снежная королева», «Посидим в тишине») Во время эстетических бесед формируются представления детей о женственности и мужественности. Используя такой метод как рассматривание картин, иллюстраций, репродукций, просмотр мультфильмов позволяет развить у детей представления о взаимоотношениях между людьми, позволяющих использовать полученные знания в игровой деятельности. Театрализация, русские народные игры («Прялица», «Верба – вербочка», «Яша» и т.д.) помогают детям осваивать различные роли, примерять их к себе, тем самым, обогащать игровую деятельность новыми знаниями. Когда дети получат достаточно информации, которая характеризуется принятием роли, можно перейти к освоению девочками и мальчиками выполнения в игре социальных функций, умения осуществлять в определённой последовательности ролевые действия. Роль воспитателя в этот период состоит в том, что он ежедневно участвует в играх детей. При этом он руководит, как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играет с девочками и мальчиками. Объединение мальчиков строится на интересе к игровому содержанию, к замыслу партнеров по игре. Девочки обычно строят игровые действия вокруг одного сюжета, иногда даже «застревая» на отдельных его элементах, повторяя их несколько раз, мальчики же отражают в игре отдельные элементы сюжета. Для девочек содержание игр связано с освоением социальных ролей (мать, жена, хозяйка) и с процессами, подтверждающими женское поведение в обществе. Их увлекает неоднократное выполнение типично женских функций, им нравится продумывать все нюансы. Мальчики же играют не долго, не умеют уступать роли, меняться ими, а возникающие в игре конфликты решаются посредством силы, поэтому их ролевое взаимодействие быстро прекращается. Важная роль в развитии игровой деятельности у мальчиков принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики, вначале под руководством, а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр Часто случается, что мальчики и девочки порой сами не могут определить роль в игровом сюжете лицам противоположного пола, то мы стараемся открыть перед мальчиками и девочками весь спектр ролевых возможностей с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка. Таким образом, опираясь на индивидуально – дифференцированный подход к организации игровой деятельности детей дошкольного возраста мы формируем у них те качества личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
|
Категория: Наглядный материал | Добавил: SvetlanaChuhno
|
Просмотров: 4669 | Загрузок: 0
|
| Рейтинг: 2.0/1 |
|