Непосредственно образовательная деятельность (коммуникация) для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие кораблика «Брызг-брызг». Звук и буква К. Задачи: коррекционно-образовательные – активизация словаря по теме: «Продукты питания»; закрепить умение правильного произношения звука «к» изолированно, в словах, в чистоговорках, в предложениях; коррекционно-развивающие – развитие фонематического восприятия, фонематического слуха, развитие зрительного внимания и восприятия; развитие мелкой и общей моторики; коррекционно-воспитательные – формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания. Интеграция образовательных областей: Познание - беседа о истории возникновения королевских коронах с рассматриванием картинок, фотографий, слайдов. Коммуникация – развитие компонентов речевой деятельности в игровом упражнении «Большой – маленький» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Социализация – развитие творческого воображения, коммуникативных навыков. Художественное творчество – развитие продуктивной деятельности – аппликация «Украшение короны». Музыка – исполнение песни «Капитан». Безопасность – беседа о правилах о правилах поведения на корабле. Оборудование: проектор, ноутбук, музыкальный центр, фонограмма «Голоса леса», схема корабля, игра «Чудо-Ларчик», схемы букв, «Конструктор букв» (по количеству детей), картинки (арбуз, улитка, иголки, машина, ваза, фартук, кошка), макет корабля, разноцветные флажки, коврограф «Ларчик», пособие «Кораблик «Брызг-брызг», игра «Ромашка» (по количеству детей), колодец, ведро, картинки «Продукты питания», игра «Геоконт» (по количеству детей), шифр ключа, сундук с замком, корона, бусинки, клей, коробка. Герои: Ворон Метр, Гусь-капитан, Лягушата матросы, гусеница Фифа, Лопушок, паук Юк Ход: 1. Оргмомент Раннее утро в Фиолетовом лесу (звучит фонограмма «Голоса леса»). Все еще спали, когда Ворон Метр принес говорящее письмо (на экране появляется письмо): «Внимание! Внимание! В королевстве Муравия беда! У королевы пропала золотая корона! Помогите! Спешите! Корону верните!» Королева Мурана - Ребята, вот это да. Что же нам делать? (Выслушиваются ответы детей). - А вот и наши помощники: Гусь-Капитан, лягушата Матросы. Они уже стали готовиться к путешествию. У них есть множество разноцветных деталей и схема, но как построить кораблик они не знают. - Давайте им поможем и построим кораблик из деталей игры «Чудо – Ларчик» (дети строят корабль по схеме) 2. Введение в тему - Все готово. Можно отправляться. Давайте пройдем к трапу и купим в кассе билеты (дети получают схемы букв и составляют буквы из игры «Конструктор букв») А И У В Ф М К - На берегу сидела гусеница Фифа. Она тоже решила отправиться в путешествие. Только Фифа не знала букв и не умела читать. Лопушок принес с собой разные картинки и выложил на поляне. Он называл слово, а Фифа старательно искала букву, с которой начиналось слово. -Может научим наших друзей и быстро выполним задание (дети под каждой картинкой прикрепляют нужную букву: арбуз – А, иголка – И…) - Назовите буквы, которые обозначают гласные звуки? Почему их так называют? - Назовите буквы, которые обозначают согласные звуки? Назовите последнюю букву? (К) - Расскажите, какой звук «к». Почему? 3. Наконец все заняли свои места и кораблик «Брызг-брызг» отправился в путешествие. Расскажите, а как надо вести себя на корабле. (Правила поведения на корабле). Гусь-Капитан встал у руля, покрутил штурвал, а лягушата Матросы услышали знакомую мелодию и громко запели любимую песню капитана. (Дети исполняют песню «Капитан») - Гусь стал громко отдавать команды своим матросам, а они взяли флажки и поднимали их тогда, когда слышали звук «к»: М Н Т К А У К К И В Ф К Т П М К (Дети поднимают разноцветные флажки вверх) 4. Как только кораблик стал подплывать к Озеру Айс, вдруг поднялся сильный ветер, пошел крупный дождь, волны бились о борт корабля. С мачт корабля стали слетать разноцветные флажки: - сначала слетел красный, потом синий. Капитан что-то кричал, но мы ничего не слышали. Лягушата принесли «Ромашки» и стали вышивать слоги к этой схеме так, чтобы последним слышался звук «к» (дети с помощью шнурка вышивают слоги: АК ОК УК) - Давайте придумаем небольшие стихи с этими слогами: АК – АК – АК – в поле вырос МАК АК – АК – АК – папа купит БАК ОК – ОК – ОК – дети любят СОК УК – УК – УК – на дереве СУК. 5. Ветер стих, наступила тишина. Кораблик причалил к берегу. Надо пополнить свои запасы, - решили матросы. Они увидели тропинку и пошли по ней. Шли-шли и к колодцу пришли. Взяли ведро, опустили в колодец, зачерпнули воду и стали тянуть веревку. - Что это? – удивились лягушата. (Дети отвечают: «Продукты питания») - Только вот беда. Запасы слишком большие, давайте превратим их в маленькие и уложим в корзину. Игра «Большой – маленький» (конфета – конфетка, курица – курочка…) 6. Матросы взяли корзину и заметили неподалеку страшного Паука Юка, который плел липкую паутину. Они подошли поближе и увидели огромный сундук. Но увы! Он оказался закрытым. Что только не делали лягушата, все было напрасно. - Ребята, как же помочь матросам? (выслушиваются доводы детей) - Посмотрите, возле сундука шифры. Давайте возьмем «Геоконт», резинки и натянем предмет по шифру. Игра «Геоконт» (дети составляют ключ») - Что это? Так вот что нам поможет. Вставим ключ в замок, произнесем волшебные слова: «Ключик, ключик, повернись! Сундучок наш отворись!» - Посмотрите, вот так чудеса! Так это же золотая корона, которую потеряла Королева Мурана. Рассказ логопеда о короне: Корона – это символ власти и национальный символ страны. Корона Российской империи — особый драгоценный головной убор императоров России. Большую Императорскую корону возлагали на голову нового правителя. Короны обычно состоят из золотого обруча, к которому сверху присоединены золотые дужки, украшенные жемчугом. Традиционно на обруче корон чередуются драгоценные камни - рубины и изумруды в квадратных и круглых оправах. - Ребята, наша корона похожа на королевскую? Почему? (Потому что королевская корона сверкает алмазами и драгоценными камнями) - Возьмите алмазы, украсим корону и вернем ее хозяйке. 7. Продуктивная совместная деятельность «Украшение короны» 8. Мы взяли корону и благополучно вернулись на кораблик. Кораблик «Брызг-брызг» отправился обратно. Стояла хорошая погода, мимо кораблика проплывали сказочные берега Фиолетового леса. Наконец показалась Чудесная Поляна Золотых Плодов, там друзей ждал Ворон Метр. Звучит голос: «Спасибо, ребята! Вы очень помогли! Вы смогли вернуть золотую корону! За ваши старания королева Мурана передала вам коробку. Откройте ее немедленно! - Ребята, давайте откроем подарок королевы (дети открывают коробку и достают подарки) 9. Итог: Скажите, вам понравилось путешествие? - Что вам запомнилось больше всего? - Какой звук часто произносили на занятии? (звук «к») - Спасибо Вам за работу. Мне тоже очень понравилось путешествовать с вами. |