Развивающие игры - интеграция психологических и педагогических
технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и
выработку определенных навыков и умений. Очень важно, чтобы при таком
многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они
оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность
творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре.
И вот среди многообразия творческих подходов, игр, знакомых нам по
педагогической дидактике, появилась совершенно особенная, самобытная,
творческая очень добрая группа игр - Развивающие игры Воскобовича.
Основные принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание -
творчество - становятся максимально действенными, так как игра
обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и
грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к
приключениям.
Толчком к изобретению игр послужили собственные дети. Они родились у
инженера-физика Вячеслава Воскобовича в эпоху Перестройки, и походы по
магазинам игрушек вгоняли молодого отца в тоску. Там предлагались игры, в
которые играли еще бабушки наших бабушек. А в стране уже активно велись
разговоры об альтернативной педагогике. И Вячеслав Валерьевич
Воскобович решил внести собственную лепту в передовые методы воспитания.
Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. "Геоконт", "Игровой
квадрат" (сейчас это "Квадрат Воскобовича"), "Складушки", "Цветовые
часы" сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все
больше - "Прозрачный квадрат", "Прозрачная цифра", "Домино", "Планета
умножения", серия "Чудо-головоломки", "Математические корзинки".
Появились и первые методические сказки. Практика Воскобовича быстро
вышла за рамки семьи. С просьбами поделиться опытом его стали приглашать
на семинары, сначала в родном городе (тогда еще Ленинграде) а потом и
за его пределами.
Чем же интересны игры Воскобовича?
Конструктивными элементами. К примеру, в
"Геоконте" - динамичная "резинка" как средство конструирования, в
"Квадрате Воскобовича" - жесткость и гибкость одновременно, в
"Прозрачном квадрате" - прозрачная пластинка с непрозрачной частью, в
"Шнуре-затейнике" - шнурок и т.д.
Широким возрастным диапазоном участников игр.
Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда и
учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть упражнения в
одно-два действия для малышей и сложные многоступенчатые задачи для
старших детей.
Многофункциональностью. С помощью одной игры
можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для
себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму;
тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание,
память, воображение.
Игры несут в себе способы обучения чтению, развитие
математических навыков, конструирование, развитие творческих
способностей. Такие серии как "Цифроцирк ", "Ура! Я читаю "(Город
говорящих попугаев), "Домашняя игротека" являются дидактическим
материалом для раннего обучения, сочетают в себе развитие не только
конкретных умений, но и выполняют самую важную задачу- учат ребенка
учиться, развивают навыки самостоятельности. Комплект "Ура! Я читаю "-
авторский взгляд на обучение чтению, позволяющий научиться чтению на
игровом стимульном материале, обогащенном авторскими стихами и
песенками, развить внимание и фонетико-фонематический слух. В отличие от
других дидактических разработок, материал изложен так просто, что им
могут воспользоваться родители, педагоги и воспитатели без
дополнительного обучения.
Творческим потенциалом. С какой игрой ребенок
играет дольше всего? Конечно, с той, которая дает ему возможность
воплощать задумки в действительность. Сколько интересного можно
придумать и сделать из деталей "Чудо-головоломок", разноцветных
"паутинок" "Геоконта", "вечного оригами" "Квадрата Воскобовича":
машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы - целый
сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество и взрослым.
Сказочной "огранкой". Говорят,
хороший бриллиант требует огранки. Почему бы огранку не придать игре,
например, сказочную? Интерес детей к сказкам - это и дополнительная
мотивация, и модель опосредованного обучения. Дети с удовольствием
играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими
Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка, не изучают
дроби, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика. Новое,
необычное и нестандартное всегда привлекает внимание детей и лучше
запоминается.
Образностью и универсальностью. Это самое главное, что отличает игры Воскобовича от других.
Однажды царь Прометей спросил Евклида: " Нет ли более короткого и менее
утомительного пути к познанию геометрии?" На что ученый ответил: "Нет
царской дороги к геометрии". "Нет царской дороги к геометрии, а
сказочная - есть!" - говорится в предисловии к "Геоконту". Игры
наполнены ощущением сказки, особого языка, который мы, взрослые,
утрачиваем за рациональными словоформами. Все игры обращены к главному
участнику - ребенку. Сказки-задания, добрые образы такие, как мудрый
ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный
Магнолик, сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике,
чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям, помогают найти общий
язык с взрослыми участниками игры. Ведь это так интересно, играть не в
квадраты, треугольники, трапеции, а в нетающие льдинки озера Айс,
рассматривать и создавать на "Геоконте" не модели конструирования , а
паутинки паука Юка или называть лучи и отрезки оранжевым криком Красного
зверя и Зеленым свистом Желтой птицы , синим шепотом Голубой рыбы.
Образность в описании и изображении сказочных героев,
образы цифр и букв в "Цифроцирке" и "Городе говорящих попугаев" - не
только точно выверенный психологический прием зрительной ассоциации и
эмоционального "якорения" объекта, но и особая технология мотивации
деятельности. Построенные на возрастных мотивационных акцентах
деятельности - интересе, образности, доступности, нестандартности,
новизны восприятия, разнообразности - игры интригуют, мобилизуют
внимание, интерес, и постепенно втягивают ребенка в процесс решения,
"думания" над задачей. Эффект погружения в задачу происходит органично.
Ребенок неизбежно входит в ситуацию, требующую от него четкого
алгоритма, последовательности действий, анализа предложенного задания,
осознания целей, поиска вариантов решений. При этом роль взрослого
заключается в сопровождении решения, равноправного играющего партнера,
тогда как обучением занимается игра. Это существенно облегчает работу с
развивающими играми. А после занятий можно поиграть в этих персонажей,
придумать для них новые путешествия, игры.
Эмоциональной культурой игры
Чаще всего, когда речь заходит о детях, о воспитании и развитии, мы,
взрослые становимся очень серьезными. И большинство педагогических
приемов в изложении напоминают сборник уставов, концепций, положений об
игре. Но игра - дело веселое. Поэтому яркой особенностью этих игр
является легкость в отношении, искрометный юмор и ирония, которую
ребенок воспринимает как язык равенства, поддержки, когда становится
нелегко. Что будет, если соединить галошу и лошадь? Будет Галошадь. Как
придумать автомобиль для Бармалея, Буратино, Дюймовочки?
Создавая модели словоформ, конструируя, играя, ребенок в
таких играх развивает главные качества личности-творца - непохожесть,
творческое мышление, дивергентность суждений и умение создавать и
выбирать из многообразия вариантов. На помощь ему приходят замечательно
иллюстрированные образцы - сказочные машинки "Муррседес", "Бармалепель",
"Лягуар" и т. д. Но главное, что играя, ребенка не покидает веселая
улыбка первооткрывателя. Такого не может быть, но если очень захотеть...
Различными возможностями использования
Неоценима возможность этих игр в использовании их как в домашней,
семейной игротеке, так и в группах детского, сада, школе, в
индивидуальной и коррекционной практике. Структура игры имеет строго
алгоритмированный характер и позволяет использовать ее в различных
моделях образования. Это повод побыть немного в детстве своего ребенка,
оторвав его от цепких пут "мамопапозаменителя" с квадратной головой -
телевизора или компьютера. Это возможность индивидуальной работы и
коррекции воспитателя и педагога в школе, это материал для организации
урока или занятия в группе и классе. Причем игры могут быть использованы
как индивидуальный материал, так и в качестве общегруппового наглядного
пособия (например,"Геоконт", комплекс "Ларчик" - больших размеров).
Приоритетностью в выборе игр
Опыт многих педагогов подчеркивает, что для побуждения ребенка к
занятиям по "Развивающим Играм Воскобовича" достаточно организовать один
раз объяснение правил и задач, а доступность и технологичность
материала позволят ребенку каждый раз общаясь с игрой, открывать для
себя ее новые и новые грани.
Начало игры может быть разным: ребенок "случайно"
натыкается на игру, оставленную на видном месте и начинает спонтанно
знакомиться. Неструктурированный образный материал стимулирует
спонтанное творчество, и тут задача родителя, на волне интереса ребенка,
использовать гибкость игровой системы. Или же знакомство с игрой
начинается с знакомства со сказкой. И через образность и захватывающий
сюжет стимулируется стойкий интерес к играм. Принцип
"играем-чувствуем-познаем", шаг за шагом, последовательно обеспечивает
не только нескучное времяпровождение, но и технологическую модель
обучения, основанную не на осознанной необходимости в получении знаний, а
на постоянном интересе, творчестве как ребенка, так и взрослого,
родителя, воспитателя, педагога.
Например, игровой тренажер "Игровизор", игровой обучающий
комплекс "Ларчик" разработаны таким образом, чтобы обеспечить педагогу,
воспитателю, просто взрослому широкий выбор возможностей обучения,
самореализации, фантазирования вместе с детьми. Но игра - это не только
технология развития. Построенная с учетом принципа достижения, игра
разработана с возможностью диагностики динамики формирования навыков и
умений, позволяет развивать наиболее слабые стороны, путем наблюдения,
составления индивидуальных карт, специальной диагностики.
Методическим обоснованием, апробацией, изготовлением
Игра- дело серьезное (хотя и веселое). Успешность любой разработки,
любой технологии зависит не только от оригинальности идеи, но и от ее
научной обоснованности, возможности методического описания и
распространения. Часто игра существовала как отдельный прием, средство,
но уровень методического обоснования, описания, возможности
мультимодульного использования переводят ее в разряд технологий,
конструкторов образовательного процесса. Это особое отношение к игре
прослеживается во всех разработках, во всех развивающих играх
Воскобовича.
Материал взят с сайта www.umka.by
|